?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В одном из предыдущих постов я упомянула про «три составляющие мотивации к обучению» - Интерес, Статус, Польза. Здесь подробнее – про стоящие за ними «Хочу. Могу. Надо».                                                                                               

«Если ребенок сам хочет учиться, то все в порядке», - говорят одни.
«Главное, чтобы ребенок чувствовал, что все ему по силам», - настаивают другие.
«Учиться надо, и ребенок должен знать, что есть такое слово – надо», - утверждают третьи.

Третий подход прост и прямолинеен. Ходи в школу, учи что задали. Получай пятерки и четверки. Не можешь четверки – получай тройки, за них ругают, но образование «капает», и аттестат все равно будет. Надо – значит надо.

Второй подход требует учитывать индивидуальность ребенка. Задания должны быть по силам, ребенок должен знать, что он справится. Нужно поднимать самооценку ребенка, и следить, чтобы она не падала. За результаты, даже неважные, обязательно хвалить – ребенок смог сделать то, что смог, и это хорошо.

Первый подход «метит» в интерес ребенка к обучению. Есть интерес – ребенок учится, нет интереса – не надо себя заставлять и корпеть над тем, что не увлекает. Ребенок в этом подходе не столько «учит», сколько познает то, что хочет познать, и тем самым прирастает знаниями.

Все три подхода существуют как в «чистом» виде, так и в разнообразных сочетаниях. «Пропорция» того или иного «ингредиента» зависит, как правило, от представлений родителя о том, «что такое хорошо и что такое плохо», личного опыта, и в некоторых случаях – от согласия самого ребенка с избранными родителем стратегиями и подходами к его, ребенку, образованию. Как бы там ни было, все «подходы» в конечном итоге «упираются» в три составляющие – хочу, могу, надо.

Если копнуть немного глубже - в сущности, вся волевая сфера человека описывается этими тремя словами – Хочу, Могу, Надо. Любой результат, будь то хорошо почищенные зубы или пятое высшее образование, достигается за счет этих трех «двигателей», или мотиваторов - хочу-могу-надо.

В зону «хочу» принято относить «интерес» как таковой, любознательность, увлеченность, радость - в том числе от творчества. Порой сюда относят «свободу» и даже «независимость» - "я же делаю то, что хочу – значит, я свободный человек". Про «свободу» как таковую – вопрос, затрагивающий философские категории, и здесь вряд ли уместно сильно углубляться в «недра» или «воспарять к высотам». Но даже если держаться более практичных уровней обсуждения, с «хочу» крепко связывают «творческое развитие» ребенка, а многие – и вообще развитие как таковое.

«Хочу» - одна из первых «функций воли», которые проявляются у человека, считая с момента рождения. Поначалу у нас только «хочу» и есть – есть хочу, спать хочу, пить хочу. Начало начал. Соответственно, если вспомнить о «мотиваторах к обучению», то, безусловно, правы те, кто делает первую ставку на «хочу». Другое дело, что на жизненном пути это только «первая ставка», и – да, зачастую «новичкам везет», и щедроты этой жизни сыпятся на того, кто "волеизъявил" свое желание. «На то воля моя», «я велю», «я желаю» - это ведь слова сильных – тех, кому «принадлежит мир».  

В «хочу» заложен простейший, базовый «принцип удовольствия», примитивный «цикл зарождения и удовлетворения потребности». Вот я ощутил некое желание, стремление, тягу к чему-то, и я хочу это – то, чего у меня нет и я вот сейчас это получу. Я хочу, я получаю, моя потребность насыщается, я испытываю удовольствие. Я удовлетворен, а может быть – счастлив, во всяком случае – радостен… какое-то время.

Что же приходит вторым? После «хочу»? Многие полагают, что «хочу» неумолимо сменяется на «есть такое слово надо», … и в этом и состоит трагедия жизни. Особенно ярко это «видно» в известном всем кризисе трех лет, когда ребенок отчаянно отстаивает свое «хочу», противопоставляя нарождающееся осознание собственной воли взросло-родительскому «надо».

Тем не менее, пока что, в три года, всё не совсем так. Вторым идет «Могу». Что ж, это логично – где хочу, там и могу… Или не-могу, но тогда уж – вот вырасту, и смогу. Могу – это «возможность», иногда говорят – «потенциал», сюда же принято относить «успех» и «достижения» - Вот, смог же! Социальный статус, опять таки, «могу» само по себе – ощущение социальное, меж-личностное. Папа может…эээ… ну, хоть достать с полки игрушку, ну так и я смогу. Статус папы должен стать моим статусом, и я - смогу. Вырасту, женюсь на маме… Ну и все остальное. Пока мы «маленькие», мы очень хотим стать «как большие».

Для маленького ребенка слова «я хочу» и «я могу» практически равнозначны. «Я хочу, и мои желания исполняются, значит, я могу получить то, что я хочу» - если бы малыши умели рефлексировать и формулировать, то описание было бы приблизительно таким. Соответственно, когда приходит тот самый «трехлетний кризис», то для ребенка это вовсе не столкновение своего «хочу» с родительским «надо», а горькое осознание, что не все, что я хочу, я могу получить. Конфликт «я хочу» и «я могу». Родительские «надо» - материя пока что слишком далекая и мало осознаваемая. «Надо», услышанное от родителя пока что не несет ни малейшего следа «осознанной необходимости», а только – «ты не можешь сделать то, что хочешь прямо сейчас».

С «могу» обычно связывают самооценку, и «оценку возможностей», настоящих и будущих. Есть ли тут «удовольствие»? Безусловно, есть. Очень много удовольствия мы испытываем, когда, испытав желание, мы «видим цель». Вот я прицелился, желанное достижение «на мушке», «на кончике стрелы», вот сейчас я его получу, сейчас-сейчас… только выпущу стрелу. Будет ли «дичь» убита? Не факт… «Могу» таит в себе массу разочарований. На другом «конце» - там, где располагается реальный результат, тоже таится много удовольствия… в первые моменты достижения. Потом «насыщение» берет свое, и удовольствие испаряется. Если все «правильно» - остается чувство удовлетворение достигнутым, и желание двигаться дальше, от достигнутого к новым «высотам», на новые «уровни». Если цель была выбрана неправильно, но тем не менее достигнута, разочарование преобладает. Вздох «разочарованных по жизни» - «Ну, могу… Но оно мне надо?»

Что же там со взрослым «надо»? Реальное, ответственное осознание «надо» приходит гораздо позже, не в три, и даже не в семь лет. Оно нарастает постепенно, и хорошо если к зрелым годам набирает свою силу. Что «таит» в себе это слово, казалось бы, очевидно. Тут труд, преодоление, ответственность, обязательства… Долженствование.

Интересно, что в нашем языке «долженствование» может выражаться по-разному. «Надо» - такое безликое, неизвестно чье долженствование, которое кто-то когда-то почему-то объявил необходимым. И вот теперь тебе говорят, что и тебе, мол, надо. С одной стороны, это вещь сильная, предполагается, что – общепринятая, подразумевается, что – «все так делают»… как правило, «надо» не обсуждается на уровне личности, потому как… что тут обсуждать? С другой стороны, ведь «навесили» - то, что ты сам, может быть, и не выбрал бы… Сам факт «навешивания» неизбежно, рано или поздно, провоцирует конфликт, теперь уже на самом деле – между унылым «надо» и живым «хочу». Прямое столкновение двух этих ипостасей сопровождает нас всю сознательную жизнь, и почти каждый на своем жизненном пути ведет свою маленькую «войну»…

Есть еще одна речевая форма, выражающая долженствование. «Я должен». Если слово «надо» действительно обезличено, «внешне и внутренне», то «я должен» - это штука уже более «глубоко сидящая». Это обязательства, которые я сам принял. Добровольно или не очень – вопрос десятый, но – принял. Я должен, я буду делать.

Ну и, наконец, есть еще мощное «мне надо». С одной стороны, вроде бы – «надо», долженствование, обязательства. С другой стороны – это же мне надо и, на самом деле, я этого хочу. Мое желание. Но не просто «хочу» и, может быть, «смогу», а – вся моя воля устремлена туда. Мне надо, и значит, так будет. А возможность? Возможность я найду. Потому что «мне надо».

Пройдемся по «ловушкам и засадам».

Вот, например, прекрасное радостное «хочу». Казалось бы, все просто – делай то, что ты хочешь, реализуйся, творчески расти, и будет тебе счастье. «Сам захочет – все сделает». Но… На свете живет много людей, которые не знают, что они хотят на самом деле. Вот то, что «надо» делать в этой жизни – знают. Кое-что им известно про «я могу то или это»… А вот что же я хочу? Вопрос вопросов…

Иногда у человека уходит вся его жизнь, чтобы найти ответ на вопрос – «Чего же я хочу на самом деле?» Но почему так происходит? Почему мы не знаем самого простого? Ведь все ответы – внутри нас. Там, в глубине, живет это «я хочу»… Или не живет…

Зачастую истоки этой проблемы ищут в «задавленности» ранних детских желаний. В том, что на ребенка слишком рано навесили «слово надо», подавляя его творческую активность, и тем самым – истинные желания, его живое «я». Это бывает, да. Помню один разговор, давний. «Я никогда не знал, чего я хочу, - рассказывал мне собеседник, - и никак не мог докопаться, найти хоть что-то, что я хочу на самом деле, желаю просто так, без внешних причин. И тогда, чтобы мне помочь, меня спросили: «А вот ты пИсать – хочешь, или надо?» Казалось бы, уж это дело человек однозначно сам хочет… А я впал в ступор, - продолжал он, - и понял, что я не знаю, потому что в детстве мне мама всегда говорила: «Надо попИсать!» Особенно - "на дорожку"... Надо есть, надо спать, надо гулять... Надо творчески развиваться! Это я не про то, что нужно бросить все "надо", и делать то, что хочешь. Сия банальность навязла на зубах, и давно реализуется унылыми дауншифтерами на однообразных пляжах...  Это я про то, что если ты не знаешь, что хочешь, то никакие "творческие программы" тебе не помогут. Ни тебе, ни твоим детям...

Что же касается школы… Когда говорят, что вот, «был такой любознательный ребенок, а школа все задавила». Не знаю… Наверное, бывает и так. Хотя мой родительский, профессиональный, да и личный опыт говорят о том, что «школа не виновата». К школе «оно» уже либо есть, либо нет, и если «хочушка» правильно росла и развивалась, то никакая школа ничего не задавит… И если вдруг ребенок в школе как-то неожиданно «задавился», то это, скорее всего, потому, что какой-то дисбаланс уже присутствовал. Дисбаланс в осознании и владении инструментами «хочу-могу-надо». Может быть, слишком много «ставок» было сделано на ребенкино «хочу». Может быть, и расбалансированное «могу» тут затесалось… Ребенок, которого легко "подавить», может просто не уметь обращаться со своим «хочу». Не научили, а сам «не вытянул», по каким-либо причинам и обстоятельствам. Чувствовать свое «хочу» чувствует, желает, иногда прям вот очень сильно желает… А дальше? Дальше – либо получает желаемое, либо – нет. Черно-белый вариант. Дали – не дали. Дали – «хорошие». Не дали – «плохие». Ну просто не знает человек, куда ему «пристроить» свое «хочу», если его нельзя реализовать прямо сейчас…

Ловушки «Могу» просты и очевидны. Однажды мы ехали верхом, и к нам подошла девочка, лет 10-11. Люди часто подходят к лошадям, трогают их, гладят и восхищаются. Девочка гладила лошадиную морду, и спрашивала, откуда мы, и можно ли с нами поездить как-нибудь. Ее спросили, умеет ли она ездить. Вопрос девочку явно обескуражил. «В смысле – умею? – спросила она в ответ почти с возмущением, - умею, конечно!» Дальше выяснилось, что верхом она никогда не сидела. «Но что тут уметь? – недоумевала она, - сел на лошадь, и поехал. Я умею, я могу!»

Хорошо ли быть уверенным в своих возможностях? Когда как… Это детское чувство – я могу все, что вижу. Могу съесть сто порций мороженого, и по стенам могу, как человек-паук, только костюмчик бы мне красно-синий… Чего не пробовал, то и могу. Что ж, пробуем…

Есть такой психологический тест, называется «уровень притязаний». Там по хитрому узнается, как ведет себя человек в ситуациях успеха и не-успеха. Вот – достиг, получил "первый приз", молодец, красавец! – и… Кто-то повышает свой уровень притязаний, тут же пытаясь скакнуть на две ступеньки выше, кто-то «закрепляет успех», снова и снова проходя тот же уровень. Кто-то неожиданно «съезжает»… Почему? Ну, а вдруг второй раз не получится, а успех был так сладок! И хочется повторить – нет, не достижение, а вот это чувство удовольствия от того, что я молодец и «красавец»… С «не-достиг», «не получилось» – тоже по-разному. Кого-то мотивирует «прыгать выше», кого-то деморализует напрочь. Кто-то строит «стратегии подъема», кто-то, бывает, и тест бросает – так непереносима оказывается ситуация даже игрового «облома».

И что? Да опять-таки, то же самое… Познакомиться со своим «могу» и научиться с этим управляться – задача, пожалуй, более сложная, чем с «хочу». Узнать, где находится предел твоих собственных возможностей – штука жестокая. Узнавать порой очень не хочется… «Могу, конечно. Просто сейчас не хочу», - иногда это спасает… А если речь идет о ребенке? "Поддержать самооценку ребенка, повысить ее всемерно, дать ему ощущение, что он может, что он справится!" - это прекрасно и нужно. А про "предел возможностей" ребенка если задуматься? То есть, это сейчас не про самого ребенка и его переживания, а про "роль родителя". Как себя вести, когда ребенок (или не обязательно ребенок, просто - близкий человек) объективно достиг потолка своих возможностей? Что дальше с этим делать? Вариантов ведь масса... Начиная от "здесь все куплено, только поэтому ты не прошел, о мой самый умный!", и продолжая вариациями на тему "у тебя все равно получится (хотя я-то знаю, что - нет).  Я здесь избегаю говорить о родителях, которые в такой ситуации говорят чаду - "ну и куда ты лез, недоумок?" - этот сорт ничего такого не читает. Нет, я говорю о любящих-вменяемых. Реально развести понятия "этого не смог" и "неудача"?

С «надо» ловушек и засад нету. «Надо» само по себе – и ловушка, и засада. И – да, мы не очень счастливы, когда в нашей жизни слишком много «надо» - тех, которые не «мне надо», а «вообще надо»… И тогда хочется смести все долженствования, и окунуться в блаженное «я хочу», и жить в свое удовольствие, и… И это тоже «не работает», потому что интерес быстро иссякает, удовольствия приедаются, а познавательная активность, наткнувшись на препятствие, и не будучи подкреплена ничем, кроме «желания делать то, что я хочу», скисает и сворачивается… Так же, как уметь обращаться с «хочу» и с «могу», можно учиться и тому, как обращаться с «надо». В «надо» есть последовательность, приверженность, постепенность и методичность. Есть ли в "надо" удовольствие? Еще какое! О нем знают все перфекционисты, которые, как известно, "наркоманят" на смеси из "надо" и "могу", пропорция по вкусу...                                                                                  

Можно сравнить всю "триаду" в совокупности с колесом. Колесо может быть ровным, круглым, с хорошим крепким диском, качественным протектором и хорошо накачанной, упругой шиной. Колесо не решает, куда ты приедешь. Оно просто крутится и держит дорогу. Или - скользит и вихляет... у кого как.

Вот еще для тех, кто любит в метафорах.
«Хочу» горит, но может перегореть. «Могу» топит печку, «Надо» таскает дрова.
«Могу» возносится, но может сломаться. «Надо» не дает конструкции рассыпаться, «Хочу» даже в обломках видит радугу.
«Надо» стоит крепко, но ржавеет. «Хочу» чувствует себя защищено, несмотря на ржавчину. «Могу» вволю резвится.

Кстати, вот еще умный мысль. "Хочу" - не обязательно точка входа. Заход может быть и с "надо", и с "могу", это неважно. Главное, чтобы "включились" все три компонента. Они работают только втроем, и никак иначе. Если вам кажется, что "работает" что-то одно, вы ошибаетесь.

И что? Да ничего… По-моему, не надо детей «мотивировать к учебе». То есть – вообще не надо. Сами они как-нибудь мотивируются, хоть в школе, хоть дома… Или, наоборот, де-мотивируются, и не будут учиться… В этом месте скажите мне, что учиться – «надо»:)

Думаю, главное – понимать, в каком «состоянии» пребывает ребенок, и умеет ли он «управляться» со своими «хочу-могу-надо».


Два «лирических отступления»

Лирическое отступление № 1.

Моя старшая дочка всегда отличалась редкой целеустремленностью и обязательностью. А еще от нее всегда исходило ощущение легкости – когда она делала что-то очевидно сложное, казалось, что она делает это как бы само собой, не испытывая особых затруднений. И она никогда не ныла, не жаловалась и не сдавалась. Однажды, когда она уже была довольно взрослой, лет двадцати, я спросила у нее – а бывает ли так, что ей чего-то «неохота». Ну вот – надо, но… лениво, кисло, «через нехочу»? Она задумалась, потом сказала: «Нет. У меня так не бывает. Если я не уверена, хочу я чего-то или не хочу, то я думаю и решаю, надо мне это, или не надо. Если решаю, что не надо – просто не делаю. Если решаю, что надо, то дальше просто делаю, «неохота» у меня не бывает».

Я была сражена, да. Это я к чему? Это я вовсе не к тому, что «есть девушки в русских селеньях». Это я к тому, что я же ее такой не воспитывала. Я бы просто не смогла, я сама так не умею, более того – я большую часть жизни не подозревала, что вообще так бывает. Так что – откуда что берется, и как родитель ни старайся, а оно само растет откуда-то…


Лирическое отступление № 2.

Однажды меня спросили, что нужно, чтобы ребенок рос творческим. Как его так «раскрепостить», чтобы его творческое «я» не подавлялось излишними «надо» и прочей родительской волей, потому что – что же делать «бедному родителю», обязанностям-то ребенка все равно учить надо… Тогда я вопрос "пропустила", а сейчас, в свете вышеизложенного, хочу сказать вот что

Comments

( 53 комментария — Оставить комментарий )
marmir
16 сент, 2013 18:29 (UTC)
Интересно, что вы пишете про "надо" и про взятые на себя обязательства. Я сама недавно думала о "надо" в ключе того, как этому помогает религия. Я сама человек не особо верующий, но стараюсь узнавать побольше о своей религии и соблюдать некоторые вещи. Недавно читала про разные определения благих дел, и с улыбкой отметила, что посещение больной бабушки подходит под довольно четкое определение благого дела. Отметила и задвинула информацию подальше. Через пару недель у меня выкроился час времени между делами, и я поняла, что по хорошему нужно навестить в этот час бабушку. Не очень хотелось - больше хотелось погулять и попить кофе; приходилось именно себя заствалять через "надо". И вдруг и подсознания выполз тот список благих дел - и , к моему полному изумлению, посещение бабушки из "надо" перешло в "хочу". Я сама не поняла, как это произошло - хочу сделать хорошее? Но я и так знаю, что это хорошее дело, без всякой религии. Хочу сделать Б-гу-угодное дело? Да нет, я не особо верующий человек. Но почему-то сознание того, что акт посещения больной бабушки подходит под какое-то там определение внутренне перевел это из "надо" в "хочу". Как и почему - все еще не пойму :)
iloska
16 сент, 2013 19:03 (UTC)
Ну это-то мне кажется простым.
Вы получили подтверждение своим знаниям: не вы одни думаете, что посетить бабушку - это хорошо, значит это действительно хорошо.
(без темы) - marmir - 16 сент, 2013 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iloska - 16 сент, 2013 19:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marmir - 16 сент, 2013 19:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iloska - 16 сент, 2013 19:33 (UTC) - Развернуть
iloska
16 сент, 2013 19:07 (UTC)
Ну, с границей возможностей ребёнка, мне кажется всё относительно просто - сейчас у тебя это не получится, ты подрастёшь немного/ потренеруешься / подучишься - и всё у тебя получится. Для моих маленьких детей и для реальных целей (не победить в олимпиаде) - это работает.
А вот что делать со взрослыми? Или со взрослыми, которые не делают ничего (или делают только минимальные вещи) лишь бы не обламаться? Или со взрослыми, основной движущий фактор которых не хочу-могу-надо, а лень и так сойдёт? На этот вопрос у меня ответа, к сожалению, нет.
tatiana_gubina
17 сент, 2013 04:26 (UTC)
Для нереальных целей (с детьми)- самое интересное:))

Со взрослыми-то, наверное, ничего "сделать" нельзя:(( да и зачем - это же их выбор, их жизнь...
(без темы) - iloska - 17 сент, 2013 12:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tatiana_gubina - 18 сент, 2013 12:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iloska - 18 сент, 2013 19:00 (UTC) - Развернуть
livejournal
16 сент, 2013 19:09 (UTC)
ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...
Пользователь black_mammi сослался на вашу запись в записи «ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...» в контексте: [...] Оригинал взят у в ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном... [...]
annavinograd
16 сент, 2013 19:50 (UTC)
Что, Таня, что? Эх, на самом интересном месте...
Учился мальчик вполне прилично в младшей школе.Просто потому, что учительница нравилась. В пятом по инерции,вроде бы прилично. Но не то. В школе никому до нас нет деъла... В шестом:"что ты от меня хочешь
, я же туда хожу..." В седьмом:"у Вас такой способный мальчик, но он НИЧЕГО не делает на моем уроке." восемь учителей из десяти. Восьмой:"Ничего, всего два года осталось." "А дальше, сынок?" А в бурсу пойду."
Вопрос1) кто виноват?
2)что делать.
А парень не дурак. И руки хорошие.
tatiana_gubina
17 сент, 2013 04:35 (UTC)
Ах, Анна, мне кажется, что Вы, как большинство родителей, ждете от школы каких-то чудес чудесных:)) Ну почему, если задуматься, в школе кому-то должно быть "дело"? Понимаю, что моя точка зрения, наверное, не очень популярна, но я искренне считаю, что родители слишком многого ждут от школы. До нас есть дело нашим близким, нам есть дело до наших близких и родных, ну а с какой стати то же самого от школы ждать, места общественного и "социального"?

Зато это самое "социальное место" дает много пищи для размышлений, я не имею в виду уроки. И для обсуждений, да, с ребенком, в смысле...

Ань, а бурса - это плохо? Я просто не в курсе...
(без темы) - phillymona - 17 сент, 2013 07:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annavinograd - 18 сент, 2013 12:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tatiana_gubina - 18 сент, 2013 20:31 (UTC) - Развернуть
alenaarisheva
16 сент, 2013 21:40 (UTC)
А вот есть еще слово "нужно".
На него, мне кажется, меньше навешано давления извне и оно больше сочетается с "мне"-"мне нужно".
tatiana_gubina
17 сент, 2013 04:37 (UTC)
Ммм... Мне в слове "нужно" слышится больше нужда, потребность, чем долженствование - "Мне нужно в туалет", например. Ну или долженствование, но скорее текущее, сиюминутное - "Мне нужно дозвониться до секретаря".
olelookoyeah
17 сент, 2013 01:50 (UTC)
Ваша триада "хочу-могу-надо" мне напоминает по аналогии другую триаду: "воля-чувство-ум".
Хотение - в волевом стремлении, преодолении
Мощность - в чувственном преодолении и овладении
Надо - разумное обоснование, логические скрепы волевого потока.
tatiana_gubina
17 сент, 2013 04:40 (UTC)
А почему у Вас ум - это "надо"?
(без темы) - olelookoyeah - 17 сент, 2013 05:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - l_ora - 17 сент, 2013 09:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olelookoyeah - 17 сент, 2013 11:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - l_ora - 17 сент, 2013 15:30 (UTC) - Развернуть
cremonese
17 сент, 2013 07:31 (UTC)
Я вот чего не поняла. Если ребенок решит, что ему не нужна таблица умножения, потому что есть калькулятор, то у него уже все нарущено, или есть надежда? Получается (или я криво прочитала), что если детям нужно то же самое, что нужно их родителям (или предусмотрено школьной программой),то с хочу-могу-надо все хорошо. А если им кажется, что им нужен футбол и лего, то они "направильные" что ли?
tatiana_gubina
17 сент, 2013 08:20 (UTC)
Наверное, криво:(( Потому что я совсем не поняла, как из моего текста следуют ваши выводы? То есть, даже гадать не буду, в надежде, что поясните ход Вашей мысли:))
(без темы) - cremonese - 17 сент, 2013 08:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tatiana_gubina - 17 сент, 2013 09:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cremonese - 17 сент, 2013 09:28 (UTC) - Развернуть
rita_vionnet
17 сент, 2013 09:11 (UTC)
Хотите сказать что? Где продолжение читать?!
tatiana_gubina
18 сент, 2013 12:10 (UTC)
Ну так не написала ж я его еще:))
olga_ptitza
17 сент, 2013 16:54 (UTC)
Замечательно схема "могу-хочу-надо" прорисована! Всё чётко и понятно. И в воспитании -как по минному полю -то тут учесть, то тут не передавить...
yusia
18 сент, 2013 09:23 (UTC)
Татьяна, большое спасибо! Очень здорово разложили все по полочкам. Сделаю репост.
livejournal
18 сент, 2013 09:28 (UTC)
ХочуМогуНадо
Пользователь yusia сослался на вашу запись в записи «ХочуМогуНадо» в контексте: [...] иал особенно понравился. Оригинал взят у в ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном... [...]
m_alice
18 сент, 2013 19:44 (UTC)
здорово, очень четко и понятно написано
да, с подавленными желаниями и преждевременным "надо" я столкнулась лично, вот только сейчас нашла силы разбираться, а чего, собственно, я хочу? :))

и про пописать - буквально сегодня мы были с сыном (4 года) у нефролога (кое-какие проблемы с почками, не сильные). Врач: и вот, мама, обязательно надо следить, чтобы он писал, а не терпел! Я: да он не терпит, он всегда... Она (не дослушав): они все терпят, никто не писает! Мальчик! Нельзя терпеть, надо слушать маму! Она будет к тебе подходить и говорить: надо пописать! Ты понял? Будешь ее слушать, она знает, когда тебе надо!
Я молчу, как бы киваю)
Выходим. Молчим. Сын: мама, а что же это получается? Если я не хочу писать, как ты можешь знать, что мне надо? :))))
tatiana_gubina
18 сент, 2013 20:33 (UTC)
Дивная история:))
livejournal
20 сент, 2013 12:08 (UTC)
ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...
Пользователь masin_gosya сослался на вашу запись в записи «ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...» в контексте: [...] Оригинал взят у в ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном... [...]
livejournal
23 сент, 2013 05:35 (UTC)
ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...
Пользователь telemposhina сослался на вашу запись в записи «ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...» в контексте: [...] Оригинал взят у в ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном... [...]
chudo_v_ladoni
26 сент, 2013 12:13 (UTC)
спасибо большое за пост, жду продолжения вашего "сказать вот что..."
tatiana_gubina
26 сент, 2013 19:27 (UTC)
Я обязательно напишу:))
livejournal
26 авг, 2015 04:38 (UTC)
Не совсем о "творческом развитии"
Пользователь lidavetta сослался на вашу запись в своей записи «Не совсем о "творческом развитии"» в контексте: [...] вот, в посте  ХочуМогуНадо [...]
livejournal
26 авг, 2015 07:37 (UTC)
Не совсем о "творческом развитии"
Пользователь filirochka сослался на вашу запись в своей записи «Не совсем о "творческом развитии"» в контексте: [...] вот, в посте  ХочуМогуНадо [...]
livejournal
7 сент, 2015 15:59 (UTC)
"Купол" и "вертикаль"
Пользователь olmyshanych сослался на вашу запись в своей записи «"Купол" и "вертикаль"» в контексте: [...] Они там есть, как и в любой системе, которая прочна, живет и движется. Когда-то я писала о том [...]
livejournal
7 сент, 2015 16:07 (UTC)
"Купол" и "вертикаль"
Пользователь ardenis сослался на вашу запись в своей записи «"Купол" и "вертикаль"» в контексте: [...] Они там есть, как и в любой системе, которая прочна, живет и движется. Когда-то я писала о том [...]
livejournal
7 сент, 2015 19:32 (UTC)
"Купол" и "вертикаль"
Пользователь anna_sundress сослался на вашу запись в своей записи «"Купол" и "вертикаль"» в контексте: [...] Они там есть, как и в любой системе, которая прочна, живет и движется. Когда-то я писала о том [...]
livejournal
8 сент, 2015 04:00 (UTC)
"Купол" и "вертикаль"
Пользователь topbloger сослался на вашу запись в своей записи «"Купол" и "вертикаль"» в контексте: [...] тема... И да, я понимаю, что многое из сказанного весьма полемично. Полемика приветствуется:)) [...]
livejournal
8 сент, 2015 10:51 (UTC)
ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...
Пользователь natalia_mind1 сослался на вашу запись в своей записи «ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...» в контексте: [...] Оригинал взят у в ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном... [...]
livejournal
29 сент, 2015 22:21 (UTC)
"Купол" и "вертикаль"
Пользователь catalvi сослался на вашу запись в своей записи «"Купол" и "вертикаль"» в контексте: [...] Они там есть, как и в любой системе, которая прочна, живет и движется. Когда-то я писала о том [...]
livejournal
9 июн, 2016 23:45 (UTC)
РЕКОМЕНДУЮ почитать этот журнал
Пользователь ksuhinsa сослался на вашу запись в своей записи «РЕКОМЕНДУЮ почитать этот журнал» в контексте: [...] Очень для меня важное ХочуМогуНадо [...]
livejournal
26 авг, 2016 07:23 (UTC)
"Купол" и "вертикаль"
Пользователь y_cin сослался на вашу запись в своей записи «"Купол" и "вертикаль"» в контексте: [...] Они там есть, как и в любой системе, которая прочна, живет и движется. Когда-то я писала о том [...]
( 53 комментария — Оставить комментарий )

Profile

август15
tatiana_gubina
Татьяна Губина
fb Tatiana Gubina

Метки

Page Summary

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow